Call-центр. Особенности организации
Появление в США первых call-центров в 60-х годах являлось результатом стремительной телефонизации населения.
Крупный бизнес не стоял на месте, быстро усвоив выгоды от создания штата профессиональных переговорщиков, которые оперативно могут проинформировать о всевозможных рекламных акциях, предложить новые услуги, осуществлять «телефонные» продажи, и провести другую работу с клиентами.
Сегодня контакт-центры активно используются не только представителями крупного, но и среднего бизнеса.
Их роль в развитии клиенто-ориентированного бизнеса настолько высока, что собственные горячие линии имеются даже у производителей продуктов питания, не говоря уже о банковских структурах, страховых компаниях и предприятиях действующих в сфере предоставления услуг.
Что же представляет собой современный контакт-центр?
Какое в нём используется оборудование, как готовят персонал и какую проводят кадровую политику?
Расположение call-центра. Оборудование и ПО.
Контакт-центры, как правило, располагаются в больших залах.
Помещение должно соответствовать действующим санитарно-техническим нормам, а также обладать возможностью подведения телефонной линии. Ввиду большого количества сотрудников, в среднестатистическом call-центре рабочие места имеют минимальные габариты и разделяются декоративными перегородками. Техническому оснащению в процессе организации контакт-центра уделяется наибольшее внимание.
В первую очередь необходимо позаботиться о проведении многоканальной телефонной линии с возможностью подключения короткого номера.
В некоторых центрах также есть линия с обычным городским номером, которая используется для внутренних нужд или в качестве резерва.
Кроме телефонной линии, call-центр необходимо обеспечить выделенным высокоскоростным интернетом, а каждое рабочее место специальной программой, например Poltys, которая также будет анализировать работу персонала.
В процессе организации современного контакт-центра, закупается оборудование, которое соответствует не только текущим нуждам, но и рассчитано на выполнение более сложных задач (так сказать, задел на будущее).
Готовый комплекс должен обладать следующими функциями:- регистрация входящих и исходящих звонков;
- запись телефонных разговоров;
- возможность распределения звонков по категориям;
- возможность организации голосового меню, которое позволяет снизить нагрузку на операторов и распределить звонки в зависимости от интересующих абонента - вопросов и проблем.
Персонал Call-центра
Сотрудников практически любого современного call-центра можно разделить на следующие категории:
Руководитель – лицо, несущее ответственность, за техническую готовность центра, а также качество работы персонала. В сферу деятельности руководителей входит грамотный подбор персонала, его обучение, заключение договоров на поставку и ремонт оборудования, а также решение многих других вопросов, связанных с обеспечением работы контакт-центра.
Руководитель отдела (управляющий отделом) – отвечает за деятельность доверенного им отдела. К примеру, руководитель отдела маркетинга формирует стратегии продвижения продуктов, отвечает за их реализацию и конечный результат. В штате среднего по размеру call-центра, насчитывается как минимум двое управляющих отделами, в противном случае их функции может взять на себя руководитель центра.
Инженер – отвечает за организацию и поддержание работоспособности оборудования контакт-центра, а также каналов связи. В его обязанности входит обслуживание оборудования, его своевременный ремонт и замена, решение технических вопросов с оператором связи, а также разработка схемы модернизации центра.
Супервизор – лицо, в сферу деятельности которого входит наблюдение за качеством работы операторов. Соотношение супервизоров к операторам определяется опытным путём и зависит от нескольких факторов: тематической направленности звонков, опыта и психологических качеств последних.
Оператор – сотрудник, осуществляющий непосредственную работу с клиентами.
Административный и обслуживающий персонал может включать бухгалтеров, штатных психологов, охрану и многих других сотрудников.
Так как работу в call-центре сложно назвать лёгкой, при подборе сотрудников учитываются многие факторы: стрессоустойчивость, опыт работы, профессиональная подготовка и прочие качества. Особое внимание следует уделить обучению и повышению квалификации работников.
Руководители наиболее успешных центров проводят данные работы по двум направлениям:- обучение работе на используемом оборудовании;
- повышение навыков делового общения и выхода из сложных ситуаций.
Современный контакт-центр – это не просто узел связи с профессиональными консультантами компании, а целое сообщество отдельных работников, обладающее саморегулятивными функциями.
Поэтому грамотная организация рабочего процесса является важнейшим фактором успеха.