Стандарты телефонной связи

Стандарты телефонной связи

Телефония является областью технологий, предусматривающих разработку, применение и распространение телекоммуникационных услуг в целях передачи голоса, факса или данных между удаленными сторонами. История телефонии тесно связана с изобретением и развитием телефона. Телефонная связь позволяет передавать на расстояние речевую информацию, посредством электрических сигналов, проводов или радиосигналов.

Способы использования телефонной связи

Общего пользования (городская/сельская, междугородная, международная). Телефонная сеть общего пользования (ТфОП, ТСОП) использует обычные проводные телефоны, мини-АТС и оборудование для передачи данных. Внутреннего пользования, то есть в пределах одной организации или ведомства (внутриведомственная, внутрипроизводственная, офисная). Такая связь предусматривает наличие мини-АТС (специализированного компьютера), в которую входят внешние телефонные линии, а из нее разводятся линии внутренней связи. Между подвижными объектами (радиотелефонная). 

Протоколы телефонной связи


Протокол связи или сигнализация является основным параметром, характеризующим тип линии, которая соединяет между собой узлы телефонной сети. Тип линии представляет собой систему сигналов, благодаря которым между двумя взаимодействующими объектами происходит обмен командами и информацией.
В самом начале развития телефонии вызов абонента осуществлялся телефонистом вручную. Этот специалист выполнял все функции сигнализации. Позже появились декадно-шаговые коммутаторы, которые были частью АТС. Благодаря ним набор номера осуществлялся посредством электрических импульсов. Современные телекоммуникации используют множество протоколов и стандартов сигнализации, которые решают различные задачи по взаимодействию телефонных устройств.
Аналогично компьютерному программному обеспечению современные телекоммуникационные протоколы разнообразны и сложны. Но если говорить обычным языком, то в телефонии цель протоколов довольно проста – установление соединения, передача звука и последующее разъединение. Кроме того, он обеспечивает согласование различных параметров соединения и передачу данных.
Тип линийПо типу коммутации или передачи сигнала телефонная связь бывает:
 аналоговая; цифровая;  Самым простым примером телефонного протокола является аналоговая абонентская линия или LSI (Loop Start Interface).
К ее «сигналам» относятся:
  • гудок, который слышен после снятия трубки;
  • длинные гудки, которые говорят, что у абонента на другом конце звонит телефон;
  • короткие гудки, которые означают «занято» или «отбой».
Эти сигналы адресованы человеку-пользователю. Есть и другие сигналы: набор номера дисковым номеронабирателем или пульсовый набор номера сопровождается характерным потрескиванием в линии. Возврат в исходное положение с определенной скоростью – это процессы замыкания и размыкания электрической цепи, количество сигналов которых соответствует набранной цифре, распознаваемой АТС.
Кроме LSI существует большое множество других протоколов: ISDN, R1.5, R2, SS7, QSIG, V5, GSM, DECT.
Самым известным является протокол TCP/IP – основа Интернета.
Также во многих странах используются свои «национальные» протоколы.
Стандартные интерфейсы АТС
Как правило, для упрощения процесса проектирования, использования и технического обслуживания все большие и сложные системы разбивают на более простые подсистемы или модули. Точка, в которой данные подсистемы соединяются одна с другой, получила название интерфейса. Технические характеристики интерфейса – это механические, электрические и рабочие требования к входным и выходным сигналам. Таким образом, интерфейс напрямую связан с протоколом связи. Также большое количество различных по задачам интерфейсов существует в системах телефонной связи, прежде всего, из-за их сложности, огромных размеров и разветвленности. Еще более сложные системы интерфейса требуются для того, чтобы согласовать между собой старое и новое телефонное оборудование.
Стандартизация
Чтобы обеспечить совместимость телефонного оборудования между собой требуются специальные стандарты. Существуют государственные и международные стандарты. Они ориентированы на протоколы связи, типы линий, качество обслуживания, форматы данных и т.д.
На международном уровне стандартизацией в области телекоммуникаций занимается Телекоммуникационный сектор Международного союза электросвязи (ITU-T). Эта организация дает рекомендации по различным аспектам телекоммуникационной отрасли. Система обозначений (например, X.25, V.34, H.323, Q.931) позволяет определить, к какой конкретно сфере телекоммуникационной отрасли относятся данные рекомендации:
  •  E – общая организация телефонных сетей;
  • X – сети передачи данных;
  • Q – коммутация и протоколы связи;
  • G – передача информации по цифровым сетям;
  • V – передача данных по телефонным линиям и т.д. 
Также некоторое влияние на стандартизацию телекоммуникационной отрасли оказывает и Международная организация стандартов (ISO). Все разработанные и предлагаемые международные стандарты имеют декларативный характер, что дает каждой стране «пространство для маневра» для выработки внутринациональных стандартов. В России на государственном уровне стандартизацией занимаются учреждения Министерства связи.

Возврат к списку